ЕГЭ — за или против? В поисках ответа на этот вопрос важно рассмотреть разные точки зрения. Мнения выпускников, которые вынуждены готовиться к экзаменам и сдавать его, переживая сильные стрессы. Мнения учителей, которые вынуждены готовить этих выпускников к экзаменам, как в роли школьных учителей, так и в роли репетиторов. Мнение родителей, которые переживают стрессы, не меньшие, чем выпускники, а еще обеспечивают ресурсами процесс подготовки. Мнение университетов, которые принимают результаты ЕГЭ для зачисления на обучение. И много еще мнений других заинтересованных.
Все стороны единого государственного экзамена обсуждали учителя, родители, эксперты и школьники в проекте «ШКОЛАнутые»
Вообще, вопрос качества экзамена, процедуры проведения, изменения и результаты ЕГЭ обсуждаются российским обществом уже более 20 лет. Единый государственный экзамен был введен в 2001 году как эксперимент, можно было выбрать сдавать выпускные и вступительные экзамены в традиционной форме или только ЕГЭ. Но уже в 2009 году ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников школ. С тех пор дискуссии о пользе и вреде ЕГЭ не утихают, особенно острыми они становятся в период проведения экзаменационной кампании.
Перечислим доводу в пользу ЕГЭ:
-
У выпускников из разных регионов есть равные возможности для поступления в ведущие вузы страны.
-
Система ЕГЭ позволяет объективнее подходить к оценке качества образования в разных регионах и школах (так как инструмент измерения един).
-
Сводится к минимуму возможность коррупционных схем при поступлении в вузы.
-
Наличие четких ориентиров подготовки к экзамену, так как критерии оценивания, типы заданий известны заранее. Такая возможность дополнительно мотивирует старшеклассников готовится к ЕГЭ и больше заниматься.
Доводы против ЕГЭ:
-
Высокий уровень стресса у старшеклассников во время подготовки и сдачи ЕГЭ. Кстати, многие выпускники 9-ых классов отказываются продолжать обучение в школе в десятом классе именно из-за страха перед ЕГЭ.
-
Стандартизированность экзамена имеет и свои недостатки. Возможность «натаскать» на ЕГЭ причисляют к его минусам. Считается, что такая тактика подготовки ведет к снижению качества знаний.
-
В ЕГЭ не учитываются индивидуальные особенности выпускников и их запросы.
-
Отсутствие равного доступа у учеников к качественному образованию. Не все учителя и школы готовы выстроить свою работу с учетом подготовки к формату экзамена. По этой причине, родители вынуждены обращаться к репетиторам, что требует значительных финансовых затрат.
Алина Палади, мама троих детей, в проекте «ШКОЛАнутые» рассказывает, почему она против ЕГЭ и что ей хотелось бы в нем изменить.
Рассмотрим подробнее аргументы «против». Что становится причиной повышенного стресса и страха перед экзаменами у старшеклассников? И можно ли их избежать? По словам студентов, которые уже прошли через экзаменационные испытания, причинами стрессового состояния были постоянное напряжение, страх не оправдать ожидания родителей и учителей, неуверенность в своих силах. Учителя, в свою очередь, тоже из-за стресса и чувства ответственности за результат, могут давить на старшеклассников и запугивать их.
Также причинами стресса является ориентированность на определенный результат, необратимость и значимость момента прохождения экзамена, что все окончательно решается в судьбе выпускника «здесь и сейчас».
Так что же со всем этим делать?
-
Часто именно психологическая неготовность к экзамену имеет критическое значение и оказывает больше влияния на достижение результата, чем готовность по предмету. Психологи советуют детям совместно со школой и семьей разрабатывать «план Б», в зависимости от полученных результатов, какие варианты дальнейшей учебы будут возможны и прорабатывать все возможные пути.
-
Родителей пугает сложность и непонятность процедуры. Важно разъяснять процесс подготовки и сдачи ЕГЭ, существующие правила и возможности.
-
Всем участникам необходимо бережно относится друг к другу и поддерживать соответствующий эмоциональный настрой и веру в возможности каждого отдельного старшеклассника.
-
Практика тренировочных экзаменов с заполнением бланков позволит выпускникам грамотно спланировать свои действия во время экзамена и познакомиться заранее с процедурой проведения экзамена, что может снизить тревожность.
Провели опрос среди учителей, родителей и школьников и вот какие результаты получили:
346 респондентов, 14-65 лет, вся Россия
Данные были собраны путём опроса людей, непосредственно связанных со школьным образованием: учителей, школьников, выпускников, а также родителей школьников и выпускников
Несмотря на критику, большинство экспертов сходятся во мнении, что полностью отказываться от системы ЕГЭ нецелесообразно. У этой системы есть как достоинства, так и недостатки. Очевидно, что необходимо продолжать работу по совершенствованию единого экзамена, учитывая интересы всех участников процесса. Только комплексный подход, включающий улучшение качества школьного образования, психологическую поддержку выпускников и развитие системы профориентации, позволит сделать ЕГЭ эффективным инструментом оценки знаний и социальным лифтом для выпускников из всех уголков страны.
Обсуждение материала
Оставить комментарий