Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг?

В законе об образовании, который был принят в 2012 году, впервые появилось слово «услуга». Казалось бы, пусть хоть горшком назовут, лишь бы давали возможность учить и учиться. Но, как выяснилось, за эти годы школа действительно очень изменилась и далеко не во всем — к лучшему. Спасет ли российское образование замена одного слова в законе?
Наталья Афанасьева
02 февраля 2018
Фото: Sharon Mollerus / Flickr / CC BY 2.0

Депутаты-коммунисты внесли в Госдуму законопроект, которым предлагается исключить из российского законодательства понятие «образовательные услуги». Именно такая формулировка была принята в 2012 году в новом на тот момент законе «Об образовании в РФ». Почти шесть лет российское образование встраивалось в сферу потребления, и вот теперь, по мнению авторов законопроекта, стало понятно, что «концепция образования как услуги вызывает справедливое недовольство педагогического сообщества, обучающихся и их родителей».

В пояснительной записке депутаты отмечают, что «образовательный процесс не является услугой ни коммерческой, ни социальной, как их определяет законодательство РФ». Один из инициаторов поправок, первый зампред Комитета по образованию и наук Олег Смолин объяснил главную идею так: «Услуга — это отношение субъекта к объекту, в то время как образование — это процесс двусторонний, где результат зависит от обеих сторон».

образование стало деятельностью, которая должна приносить доход

Впрочем, о том, что всего одно слово в официальном документе кардинальным образом изменит всю систему образования, многие эксперты предупреждали еще до принятия закона. Раз что-то названо «услугой», значит, предполагается, что существуют потребители, которые будут за это платить. Даже если формально выплаты идут из бюджета, получается, что образование стало деятельностью, которая должна приносить доход. В школьной жизни теперь появились такие непривычные слова, как «эффективность», «окупаемость». Применимы ли все эти рыночные понятия к образованию? И к чему это привело всего за несколько лет?

В 2014 году правительство РФ приняло план мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки до 2018 года». Следуя этому документу, в текущем году будет закрыто в общей сложности почти четыре тысячи школ и детских садов, а также учреждений дополнительного и среднего профессионального образования. Сейчас в школе учится поколение так называемого «бэби-бума», который пришелся на начало 2000-х годов. Их значительно больше, чем тех, кто родился в 90-х, а школ и детских садов для них при этом оставили значительно меньше. В Москве это не так заметно, а в других городах родители стоят в очереди всю ночь, чтобы записать первоклассника в школу. Вот, например, как это происходило на днях во Владивостоке: «У некоторых школ Владивостока родители с 18 часов вчерашнего вечера выстроились в очереди для того, чтобы записать детей в 1-й класс. Запись при этом открылась только сегодня в 8 утра. Ажиотаж возник не у элитных гимназий, а возле обычных школ, в которые, по словам владивостокцев, им не удалось в прошлом году записать первоклассников из-за дефицита мест».

в рамках одного учреждения зарплаты разных учителей отличаются в разы

Можно было бы думать, что, уменьшая количество школ, государство позаботилось о том, чтобы оставшиеся ни в чем не нуждались. Но, увы, это далеко не так. В прошлом году замминистра образования и науки Ирина Кузнецова обнародовала некоторые официальные данные о материально-техническом состоянии российских школ. Так, по ее словам, почти два миллиона детей учатся в зданиях, требующих капитального ремонта. Всего же в стране около 14 миллионов школьников, несложно подсчитать, что каждый седьмой российский ребенок проводит 9—11 лет своей детской жизни не просто в некомфортных условиях, а в таких, которые в современном мире принято называть «нечеловеческими». Это здания без водопровода и центрального отопления, с протекающими крышами. Больше пяти тысяч школ, по данным Министерства образования, имеют туалеты на улице, а более 400 школ и вовсе были признаны аварийными, то есть опасными для жизни.

Одна из главных экономических основ «образовательной услуги», которую теперь «оказывают» школы детям, называется «подушевая оплата». То есть бюджет школы напрямую зависит от количества учеников. Времена, когда в классе училось не более 20 детей, ушли в прошлое. Такие классы нынче экономически нецелесообразны. Так же, как и школы с индивидуальным подходом, нетривиальной специализацией, уникальными педагогическими системами. Нет больше в Москве, например, китайской школы или школы с углубленным изучением хинди, нет ни гимназий, ни лицеев, ни коррекционных школ.

Чиновники уверяли, что это все лишь порождало неравенство, а когда все школы будут в одном котле и на одних правах, у детей будут равные возможности и им больше не придется поступать в «хорошую» школу на другом конце города — ведь идеальное учебное заведение будет рядом с его домом. Но вот буквально 1 февраля 2018 года открылась онлайн-регистрация для желающих сдавать экзамены на поступление в лицей № 1535 (4-е место в рейтинге лучших школ России), и за первые полчаса туда записалось 600 человек. Да и в обычных школах тесно.

«У моего ребенка в классе теперь по списку 35 человек, и все время появляются какие-то новые дети, и всех берут. И параллелей уже очень много. Когда нас объединяли с другими школами района, говорили, что это делается для того, чтобы улучшить условия. В результате, некоторые уроки проходят в актовом зале, в столовую не зайти — там огромные очереди, в классах не хватает на всех парт. Школа языковая, при этом класс разбит всего на две группы по 18 человек. Как можно в такой ситуации выучить язык? Странная оптимизация», — рассказывает Ольга, мама московского шестиклассника.

Объясняя, почему экономика должна быть экономной, чиновники часто приводят в пример небывалый рост заработной платы учителей — якобы, отказавшись от лишних управленцев, школа дает шанс заработать тем, кто учит. Но, как говорят сами учителя, рост учительских зарплат за последние пять лет произошел в основном за счет увеличения нагрузки. «Многие педагоги ведут по 36 уроков в неделю, что негативно сказывается на качестве обучения. Новая система оплаты труда, при которой руководство школы само распоряжается финансовыми средствами, часто приводит к тому, что в рамках одного учреждения зарплаты разных учителей отличаются в разы, а цифры, представляемые в официальных отчетах по регионам как „средняя температура по больнице“, не отражают реального положения дел», — рассказал «Учёбе.ру» Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза учителей.

Видимо, идея коммунистов уйти от «услуги» в образовании действительно найдет понимание у многих участников этого процесса. Но наученные горьким опытом, некоторые учителя опасаются, что слово «услуга» заменят на какое-нибудь «призвание» и вообще перестанут оценивать их работу как труд, за который нужно платить.

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
Наталья Афанасьева
02 февраля 2018

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты