Мой город — Смоленск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Мама анархия: как работает университет без преподавателей

В октябре в Калифорнии открылся университет, где нет ни одного педагога. Он называется «42» в честь ответа на вопрос о смысле жизни, который дал суперкомпьютер из научно-фантастической книги «Автостопом по галактике». «Учёба.ру» публикует перевод материала BBC, посвященного самому странному вузу в мире.
Мария Рамзаева
20 декабря 2016
1 комментарий
Фото: styleinsider.com.ua

Без платы за обучение

Американский университет «42» стал филиалом французского вуза под тем же названием. Он планирует обучать программированию и разработке программного обеспечения около тысячи студентов в год. Особенность такого образования заключается в том, что учащиеся сами помогают друг другу с проектами, а затем оценивают работу. Может показаться, что это подход в стиле «слепой ведет слепого», и сложно представить себе родителей, довольных университетом, где нет контакта с педагогами. Однако, когда «42» открылся в 2013 году в Париже, от желающих учиться не было отбоя.

«42» основал французский миллиардер Ксавье Ньель, и сейчас именно его поддержка обеспечивает студентам бесплатную учебу и проживание. Ньель и другие соучредители пришли из сферы IT и технологических стартапов и теперь пытаются изменить образование так же, как Facebook изменил общение, а Airbnb — поиск жилья.

Добиться этого они планируют за счет объединения взаимного обучения с работой над проектами. Обе методики популярны в образовательной сфере, однако обычно занятия все-таки проходят под контролем преподавателей. Однако в «42» студентам-программистам просто дается на выбор несколько проектов, которые они сами могут разрабатывать. Это может быть, скажем, создание сайта или компьютерной игры.

В работе студенты пользуются открытыми интернет-источниками и помощью однокурсников: все занимаются вместе в больших компьютерных классах. А после завершения процесса создания проекта случайным образом выбирается студент, который оценивает проделанную работу. Будущие специалисты получают один «уровень» за каждый успешный проект. Учеба заканчивается при достижении двадцать первого уровня, на что обычно уходит от трех до пяти лет. В конце каждый студент получает сертификат об окончании вуза. Выпускники «42» работают в IBM, Amazon, Tesla, а также открывают собственные фирмы.

Инициативные студенты

Учредители «42» утверждают, что их методика позволяет устранить недостатки, свойственные традиционной системе. Ведь она основана на том, что учащиеся пассивно воспринимают знания преподавателей.

«По мнению работодателей, наши студенты больше склонны сами искать нужную информацию, а не спрашивать у руководителей, что делать дальше», — говорит Бриттани Бир, исполнительный директор «42» в Калифорнии и выпускница того же университета в Париже.

Учиться у соседа по парте

«Методика взаимного обучения заставляет студентов самим находить решения, часто — довольно необычные и остроумные», — рассказывает Бир. По ее мнению, благодаря этому выпускникам «42» будет легче работать с другими, обсуждать и защищать свои идеи, что очень важно при работе в реальном мире. «Умение договариваться особенно полезно в сфере программирования, где люди часто сталкиваются с трудностями в общении», — считает она.

Идея взаимного обучения не нова: многие университеты и школы уже используют ее, особенно в рамках специальностей, которые предполагают совместную работу (например, в инженерии). Но на самом деле, еще Аристотель использовал «архонтов» — своего рода старост, — которые помогали ему вести занятия. А недавние исследования доказали, что взаимное обучение и впрямь помогает студентам лучше понять предмет. Эксперт в области образования, профессор Фил Рейс считает, что сложные темы легче понять, если их объясняет тот, кто сам лишь недавно изучил их.

Профессор Дэн Бутин, декан и основатель школы политики в социальной сфере и сфере образования Колледжа Мерримак в Массачусетсе, уверен, что обучение, основанное на проектах и обмене знаниями, нужно как можно шире внедрять в школы и университеты. Он считает, что такая система — «гораздо более эффективный инструмент обучения», чем лекции, которые, как правило, не заставляют студентов задумываться.

Педагоги не нужны?

Впрочем, полное исключение учителей из процесса образования может оказаться ошибкой, считает Дэн Бутин. Его исследования показали, что взаимное обучение наиболее эффективно, когда его контролирует опытный педагог. «Преподаватели важны, в первую очередь, потому, что только под их руководством студенты могут браться за сложные области и темы, в том числе те, что иначе даже не пришли бы им в голову, — объясняет Бутин. — «Хорошие педагоги способны привести учеников к озарениям». Профессор полагает, что главная цель университета заключается в том, чтобы заставить студентов критично отнестись к устоявшимся представлениям о мире, а вуз без преподавателей способен лишь укрепить привычные мнения.

Тем не менее, модель «42» вполне может стать альтернативой МООК (массовым открытым онлайн-курсам), которые позволяют большому количеству студентов за небольшую плату изучить предмет в любой точке мира. Образование здесь дешевле, чем в традиционных университетах, однако занятия при этом проходят очно.

Только для целеустремленных

Но может ли модель обучения без преподавателей сработать в обычных университетах? Бриттани Бир признается, что методика «42» подходит далеко не всем. Некоторые абитуриенты забирают заявления в течение месяца, на протяжении которого происходит отбор, — они попросту не справляются с необходимостью постоянно работать плечом к плечу с другими. Также ребятам неприятно получать плохие оценки от соседей по парте. «Наш формат подходит целеустремленным людям с жесткой самодисциплиной и тем, кто способен сам задавать себе темп работы», — рассказывает Бир.

Николас Садирак, ректор «42» в Париже, говорит, что их подход особенно хорошо работает для студентов, разочаровавшихся в традиционной методике обучения. «Система образования во Франции часто не годится для увлеченных студентов, которых только раздражает необходимость делать, что сказали», — объясняет он.

В процессе отбора в «42» не учитываются академические достижения, и 40% учащихся в Париже даже не закончили среднюю школу. «Вуз помогает им вспомнить, что учеба — это весело, если заниматься тем, что вам интересно», — уверен Садирак.

Мария Рамзаева
20 декабря 2016
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты