Мой город — Смоленск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Как подготовить ребенка к школе?

В феврале в школах России началась запись в 1 класс, и хоть до 1 сентября осталось больше полугода, кажется, что первый звонок внезапно стал гораздо ближе. Начало учёбы в школе — это волнительно и, возможно, даже немного пугающе. Для того, чтобы не тревожиться слишком сильно, родителям важно понимать, что и они, и ребенок готовы к началу школьной жизни.
Елена Фоер
19 февраля 2016
Фото: Nagano Toyokazu

Говоря о подготовке к школе, многие родители имеют в виду исключительно навыки чтения, счёта и прочие учебные аспекты. «В школе много детей, объяснять будут один раз для всех, и если мой вдруг не успеет понять, то всегда будет среди отстающих» — так, кажется, выглядит основной родительский страх. Тем не менее, академические знания и навыки — это далеко не все, что нужно дошкольнику для того, чтобы справиться со школьным стартом.

Психологическая готовность

Ребенку, вне зависимости от того, посещал ли он до этого детский сад или занятия для дошкольников, предстоит серьезный стресс — он будет проводить значительную часть своего времени среди новых детей, считаться с мнением старших, которых он не знает, самостоятельно справляться с множеством проблем. Как же помочь дошкольнику пережить сложный этап?

— Говорите с ребенком о школе. Что он думает о том, что ему предстоит учиться? Чего он боится? В чём чувствует себя неуверенно? Хочет ли он, чтобы занятия начались поскорее? Чувствует ли он себя готовым к школе? Возможность обсудить все волнующие вещи уже сама по себе неплохо помогает справиться со страхами.

— Мотивируйте ребенка задавать вопросы, связанные со школой. Наверняка они есть. И обсудив их, вы также сможете совместно придумать возможные решения.

— Если ребенок еще не знаком со своей будущей учительницей или учителем, позаботьтесь о том, чтобы они встретились и поговорили. Специалисты также говорят, что ребенку полезно посмотреть также на свою будущую классную комнату.

Социальная готовность

Другой важный аспект подготовки к школе связан с социальными взаимодействиями. Есть ли у ребенка опыт общения со сверстниками? Умеет ли он общаться, дружить и разрешать конфликты? Если ребенок проводил с ровесниками немного времени, постарайтесь позаботиться о том, чтобы у него была возможность поиграть и пообщаться с ними — например, в детских кружках или на подготовительных занятиях для дошкольников. Попробуйте познакомить ребенка с кем-то из его будущих одноклассников, если он еще не знаком ни с кем из них (с подготовительных занятий, например). Так, придя в школу 1 сентября, он уже будет иметь друзей в классе.

Самостоятельность

«Приучение к самостоятельности» — избитая фраза. Но тем не менее, мотивировать ребенка учиться всё делать самому: одеваться и обуваться, мыть руки, распаковывать еду, — точно не будет лишним. Отдельно стоит упомянуть умение самостоятельно и без напоминаний заканчивать сложные и неприятные задачи, если уж ребенок за них взялся. Такой навык сильно поможет не только в школе, но и дома — справляться с домашними заданиями, например.

Академическая готовность

И, наконец, поговорим про подготовку к учебе. Итак, что, по мнению специалистов, должен знать и уметь ребенок к 1 классу?

— Знать свое полное имя, имена родителей, состав семьи, домашний адрес, название своей страны и ее столицы.

— Знать, какие в мире бывают профессии и чем занимаются люди, которые ими владеют.

— Уметь находить обобщающее слова для групп предметов.

— Знать последовательность дней недели, месяцев и времен года.

— Правильно произносить звуки, уметь составлять сложные предложения, пересказывать по памяти небольшие тексты, быть способным рассказать историю.

— Читать по слогам тексты из нескольких предложений.

— Быть способным скопировать элементы букв, уметь правильно держать ручку.

— Уметь считать до 10, понимать, какая цифра больше, а какая — меньше.

— Различать форму предметов, определять предметы одинаковой формы.

— Находить между предметами сходства и отличия, выделять предмет в группе, который не подходит к общим признакам.

— Запоминать, как минимум, шесть слов, предметов или картинок из 10.

— Уметь выстраивать последовательность событий и создавать на основе картинок связный рассказ.

— Уметь копировать простейшие рисунки, передавать в рисунке пропорции предмета, его составные части и их расположение.

Это — список самых распространенных требований. При этом надо учитывать, что во многих школах к будущим первоклашкам предъявляют свои требования: где-то ожидают от них еще и умения складывать и вычитать, где-то — способности решать простые логические задачки, где-то — знания простых стишков.

Родительская и профессиональная помощь

Как помочь ребенку набрать за оставшиеся полгода недостающие навыки? Первый возможный вариант — на дому.

— Ежедневно читайте с ребенком и обсуждайте прочитанное, пойте простые ритмичные песенки.

— Напишите имя ребенка на бирках на его одежде и игрушках — это поможет ему научиться распознавать собственное имя, если он еще не умеет читать. Мотивируйте ребенка учиться писать его.

Помогите ребенку выучить базовые цвета, называя предметы: «голубой зонтик», «красное яблоко», «желтая скамейка».

— Найдите для ребенка игры, которые помогут ему научиться считать и решать простейшие логические задачи.

— Пойте с ребенком буквы алфавита, купите магниты на холодильник или кубики с буквами, чтобы ребенок запоминал их и учился узнавать, произносить и писать.

— Мотивируйте ребенка рисовать, делать аппликации, писать буквы, раскрашивать картинки.

— Возьмите ребенка с собой на почту, в зоопарк, зоомагазин, супермаркет — называйте предметы, обсуждайте их с ребенком, попросите его вечером пересказать, что он видел.

Если в своих силах вы не уверены, можно подойти к вопросу более профессионально. Подготовительные группы в частных и общеобразовательных школах, а также досуговые центры также предлагают программы подготовки для дошкольников. В частных школах и центрах раннего развития проблем с записью не будет в любое время года (правда, в отдельных школах могут предложить сначала пройти собеседование — справится ли ребенок с учёбой на данном этапе), а вот в общеобразовательных школах вопрос, принимать ли ребенка, администрация будет решать на свое усмотрение. Могут и взять — но сами педагоги высказывают сомнения в том, что присоединение к группе посреди «учебного года» принесет пользу.

Разумеется, везде есть свои плюсы и минусы — в частных школах и досуговых центрах группы, как правило, меньше, поэтому ребенком, пришедшим посреди года, займутся «всерьез», и шансов нагнать «одноклассников» у него будет больше. С другой стороны, в общеобразовательной школе, куда ребенок потом отправится в 1 класс, он сможет заранее познакомиться с детьми и учителями, а это, как уже говорилось выше, довольно важно само по себе. Словом, вопрос, что важнее на данном этапе — социальные навыки или академические — целиком зависит от потребностей самого ребенка, и ориентироваться стоит именно на них.

Елена Фоер
19 февраля 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты